10 окт. 2011 г.

Обучение основным видам движения

Обучение основным видам движений строится с учетом ве­дущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям дви­жений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенст­вовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Так, если дети легко преодолевают прыжком в длину 50 см, надо увеличить препятствие, ввести дополнительное за­дание, например хлопнуть в полете в ладоши или энергично взмахнуть руками при отталкивании.
Постепенно повышающие­ся требования позволяют сохранять у детей интерес к задани­ям, стремление улучшать свои показатели, не останавливаться на достигнутом.

Каждое новое движение следует предлагать после достаточ­но прочного усвоения сходного с ним, но более простого. На­пример, после освоения подскоков на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метанием в неподвижную цель хорошо предложить детям попасть в движу­щуюся.

Обучение двигательным умениям надо вести в несколько за­медленном темпе, если позволяет структура упражнения (кро­ме прыжков н метаний). Это дает возможность проследить за ошибками, своевременно устранить их. .

Овладение правильной техникой упражнений во многом за­висит от умелого использования исходных положений. Напри­мер, перед началом бега на носках предложить детям подняться на носки, хорошо выпрямиться. При метании вдаль — отвести руку с мячом назад, лишь слегка сгибая ее, не опуская низ­ко за спину.

Для прочного закрепления движений их необходимо повто­рять, постепенно усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры, игры с эле­ментами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напря­жение в игре, стремление выполнить правила и добиться успе­ха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть ров) вы­нуждает детей использовать привычные для них движения не всегда с правильной техникой их выполнения: преодолевают ров перешагиванием, тяжело приземляясь на одну ногу; убегают от ловишки, согнувшись; метают в движущуюся цель только пра­вой рукой и т. п.

Во время разучивания движений необходимо сначала объяс­нить и показать правильные приемы выполнения, следить, что­бы дети были внимательны. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбад­ривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качест­ву движений, проявлению активности, инициативы.

Своевременное и правильное освоение детьми движений до­стигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Показ вызывает лишь зритель­ный образ упражнения, но не дает мышечных ощущений, кото­рые возникают при правильном выполнении движений самими детьми. Поэтому применение различных ориентиров необходимо. Так, при ходьбе по краям площадки ориентиром служат кубы или флажки на подставках, которые дети должны обходить. При подлезании под веревку или дугу подвешивается колоколь­чик. Если ребенок задел его, значит, движение выполнено не­правильно. Использование ориентиров облегчает и воспитателю контроль за выполнением движений каждым ребенком.

В некоторых случаях в процессе обучения необходима непо­средственная помощь воспитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка, для получения им правильных мышечно-двигательных ощущений. Педагог, например, помога­ет ребенку принять требуемое исходное положение при лазанье, поправляет положение руки при замахе. Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней, действовал самостоятельно.

Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показать с учетом возраста детей, подобрать соответ­ствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для про­явления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохра­нять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от заня­тия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять пра­вила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоя­тельности.
Источник Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные статьи