10 февр. 2012 г.

Воспитание здорового образа жизни средствами физической культуры

Россия в последние годы переживает культурный кризис  и как его следствие — низкий уро­вень личностной культуры человека, семьи, образовательного про­странства в целом. Чтобы быть здо­ровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% — от его образа жизни. Вот почему в настоящее время возникает необходимость воспитания здорового образа жизни.
Правомерно предположить, что решения данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы мировоззрения человека, отношение к окружающему миру и его ценностям.
В связи с этим становится актуально воспитание здорового образа жизни уже в дошкольном детстве.
Здоровье - это состояние полного физического, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней и физических дефектов.
И.И. Соковня – Семёнова определяет следующие основные факторы, обеспечивающие возможность для здо­рового образа жизни конкретной личности:
1.           способность к рефлексии;
2.     состояние различных видов пространства;
3.     рациональное (разумно составленное) питание;
4.   приемлемый режим труда и отдыха.
В системе образования это проблема решается через воспитание, начиная с дошкольного возраста.
Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Но так же одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье, на формирование представлений о здоровом образе жизни является физическая культура.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокуп­ность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогичес­кий процесс, направленный на формирование двигательных на­выков, психофизических качеств, достижение физического совер­шенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физи­ческой культуры ребенка, но и передает ему как общечеловечес­кие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию лич­ности ребенка.
Одними из основных средств физического воспитания являются:
·        Естественные силы природы
·        Физические упражнения
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции.
Физические упражнения — основное средство физического вос­питания. Они используются для решения комплекса оздорови­тельных и воспитательных задач, всестороннего развития лично­сти ребенка.
Физические упражнения характеризуются с разных сторон:
·        по форме и содержанию
·        по технике
·        по пространственной характеристике двигательных действий
·        по пространственно – временным
·        по ритмичности
·        по качеству движения
Еще в IX веке великий ученый востока Абу Али Ибн Сана (1), известный в Европе под именем Авиценна, писал, что самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражне­ниями; умеренно и своевременно занимающийся физическими уп­ражнениями, направленными на устранение болезней, не нуждается ни в каком лечении, бросивший заниматься физическими упражне­ниями часто чахнет, ибо сила его организма слабеет вследствие от­каза от движений.
Двигательная активность  -  неотъемлемый и сложный компонент поведения человека. Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и ум­ственного развития человека.
Таким образом, воспитание здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, является актуальным вопросом, и перед собой я поставили задачу разработать методические рекомендации для инструктора физического воспитания по воспитанию здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.
Для этого я использовала следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анкетирование.
Для  разработки методических рекомендации по воспитанию здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры  для педагога необходимо определить уровень знаний детей  о здоровом образе жизни, и отношение к нему.  В основу была положена  комплексная диагностка В.А. Дергунской



Рекомендации:
1.Организовать познавательные - занятия физической культуры в соответствии со следующей тематической программой. (приложение №1)
2.Организовать ежедневные  гимнастики с различными оздоровительными элементами.
3. Ежедневно использовать на прогулке  по 2 – 3 подвижные игры.
4.Организовывать во время занятий физкультминутки, динамические паузы.
5.Организовывать ежемесячные занятия развлекательного характера.
6.Организовать день здоровья.

Тематическое планирование
Приложение №1
Тема
Количество часов
1
Строение человека
1
2
Кожа 
1
3
Скелет и мышцы (осанка, стопа)
2
4
Сердце
2
5
Легкие
2
6
Мозг
1
7
Пищеварение
1
8
Обобщение материала
2
Итого:
12

Тема: «Сердце»
Программное содержание:
Дать детям представление о  сердца, его расположение и работе в зависимости от физических нагрузок. Дать понятие о пульсе. Учить детей прислушиваться к работе своего организма, приемам самонаблюдения. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма в целом. Познакомить со способами тренировки сердца.
Словарная работа: пульс, сердцебиение
Оборудование: Презентация (сердце), секундомер, муляж сердца,  карточки-схемы физических упражнений.
Ход занятия
Показать детям муляж сердца и спросить: Что это? (слайд №1)
Ребята , а кто знает где у человека находиться сердце? (ответы)
Сердце находиться в левой части груди. Размер у каждого человека разный, примерный размер вашего сердца это плотно сжатая левая ладонь в кулак.
Предложить детям сжать кулак.
Если приложить ухо к груди, то можно услышать, как работает сердце. (слайд №2) Предложить детям послушать друг у друга ухом, как бьется в груди сердце
Что вы слышите? (стук …)
Это стук слышен из-за сокращения сердца, когда сердце сокращается, кровь с силой выталкивается в кровенос­ные сосуды. Эта сила и заставляет двигаться кровь. Когда сердце рас­слабляется, оно наполняется кровью. В последующее сокращение кровь снова выталкивается в кровеносные сосуды. Этот толчок сразу же от­ражается на стенках кровеносных сосудов. (слайд №3)
Этот стук называют  пульсом. Пульс у человека хорошо прощупывается там, где кровеносный сосуд проходит над костью. Обычно его находят на руке выше кисти, на висках. Пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 60—70 ударам в минуту, у детей — 80—100 ударам в минуту.
Предлагаю провести эксперимент
  1. найдите у себя пульс. Посчитай количество ударов за 1 минуту.
  2. встаньте из-за стола, сделайте 10 приседаний на месте. Посчитай пульс.
  3. выполните плавные дыхательные упражнения и отдохните.
  4. выполните бег в течение минуты и снова замерьте пульс
А теперь давайте сравним ваши пульсы после нагрузки и отдыха. У каждого эти значения разные. Все это зависит от тренированности вашего сердца. Ведь сердце - это самая важная мышца тела человека. И какие можно сделать выводы … У кого пульс быстрее выравнива­ется: у тех, кто охотнее занимается физкультурой, или у тех, кто не хочет ею заниматься? Почему? (Ответы детей).
Сердце работает непрерывно днем и ночью, всю жизнь. От его работы зависит функционирование других органов, всего организма. Кровь вовремя и в нужном количестве принесет питание и воздух ко всем органам, если сердце справляется со своей работой. За 1 минуту сердце перегоняет 4—5 литров крови. Сколько за сутки сердце перегоняет кро­ви? А размер его всего с кулак.
Опыт: Попробуйте сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течение 18 сек. Устали у вас пальцы или нет? (Ответы детей).
Сердце, не уставая, работает всю жизнь. Например, за сутки сердце выполняет такую работу, какую производит подъемный кран, чтобы под­нять груз весом 2 тонны на высоту пять метров.
Вот каким тренированным должно быть сердце!
И тут физкультура —лучший помощник!
Занимаясь физкультурой и спортом, физическим трудом, ты укрепля­ешь не только мышцы, но и сердце.
Существуют физические упражнения, которые полезны для сердца, но количество раз выполняемых упражнений нужно увеличивать постепенно.
Детям раздаются карточки - схемы с упражнениями.
Давайте ребята повторим, что мы сегодня нового узнали.
Что сердце – это важный орган для человека, где он находиться, какого размера, как его услышать, что это мышца, которую необходимо тренировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные статьи